Открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову решил направить Совет Ленинградской федерации профсоюзов (ЛФП), заседание которого состоялось 23 марта во Дворце Труда.
Дело в том, что до сих пор не подписано Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2021 год, а также Обязательства сторон (приложения к действующему Трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга) на будущий год. В письме говорится также, что такая ситуация в нашем городе возникла впервые за 30 лет существования системы социального партнерства и может привести к росту социальной напряженности.
С момента своего образования Ленинградская федерация профсоюзов – а сегодня ей исполняется 30 лет – поставила перед собой главную задачу: защита трудовых и социальных прав трудящихся. Основной механизм ее реализации – социальное партнерство.
В феврале 1992 года по инициативе ЛФП было заключено первое в нашей новейшей истории Трехстороннее соглашение о социальном партнерстве в сфере трудовых отношений и гарантий прав граждан между профсоюзами, властью и работодателями. укрепление единства, развития правовой основы социального партнерства и
О том непростом времени членам Совета напомнил по видеосвязи первый председатель ЛФП, а ныне заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Евгений Макаров: «Пришлось потратить немало усилий и времени, чтобы склонить вполне самостоятельных и прямо скажем своенравных политиков, таких как Анатолий Александрович Собчак и глава администрации Ленинградской области Александр Семенович Беляков, к подписанию первых трехсторонних соглашений».
Сегодня Трехсторонние соглашения дополняют ежегодные Обязательства сторон, которые содержат более 150-ти показателей. Они заключались на трехсторонней основе по наиболее острым вопросам занятости, оплаты и охраны труда, социальных гарантий, предотвращения банкротств предприятий,
Однако в середине 1990-х социально-экономическая ситуация в регионе продолжала ухудшаться: остановки предприятий, рост безработицы, огромные долги по зарплате... При этом социальные партнеры не считали нужным согласовывать с профсоюзами рост цен на самое необходимое, включая хлеб и лекарства. Постоянно увеличивались тарифы на транспорт и ЖКХ.
В такой ситуации ЛФП приняла решение: если переговоры заходят в тупик, надо организовывать акции протеста. Напомним лишь самые крупные из них.
27 октября 1994 года в массовой акции протеста профсоюзов приняли участие около 100 тысяч человек. В результате городские власти стали устранять задержки с выплатой зарплаты бюджетникам. На заседании петербургского правительства была пересмотрена тарифная сетка в бюджетных отраслях и ликвидированы два самых низших разряда.
27 марта 1997 года по призыву ЛФП 200 тысяч жителей Петербурга и Ленобласти поддержали общероссийскую акцию протеста «За труд, заработную плату, социальные гарантии!». Главные требования – вернуть долги по заработной плате и повысить МРОТ до величины прожиточного минимума. Показательно, что еще 26 марта работникам Балтийского завода выдали зарплату сразу за 3 месяца – с октября по декабрь, в общей сложности – 6 млрд рублей. Погашение задолженностей перед работниками предприятий продолжалось и в день акции протеста. Так, 5 из 30 миллиардов долга было направлено Заводу имени Калинина.
В рамках акции 20 октября 2004 года профсоюзы нашего региона вывели на улицы 58 тысяч работников бюджетной сферы. Эта массовая акция протеста (с предупредительной забастовкой) позволила сдвинуть с мертвой точки переговоры профсоюзов с властями об увеличении заработной платы бюджетников. Уже к концу 2005 года при активном участии ЛФП, которую в начале того года возглавил Владимир Дербин, был принят Закон о новой системе оплаты труда работников бюджетной сферы Петербурга, действующий и ныне. А в 2009 году, по настоянию профсоюзов, тарифная ставка работника первого разряда была повышена на 22%. В 2007-2009 годах профсоюзам удалось добиться существенного повышения заработной платы и областных бюджетников.
В этот период профсоюзы вступили в переговоры с органами власти и работодателями по установлению минимальной заработной платы в городе и в области. Соглашения по ее размеру фактически являются региональными законами. Поэтому переговоры по ним – самые напряженные. По первому соглашению в Санкт-Петербурге они велись почти два года. Результатом стало лучшее в России соглашение.
Чего не скажешь о сегодняшнем дне. Владимир Дербин напомнил членам Совета ЛФП, что переговоры по размеру минимальной зарплаты на 21-й год идут в городе с прошлого года. Позиция профсоюзов – повысить минимальную зарплату с сегодняшних 19-ти до 20-ти тысяч рублей – обоснована ростом потребительских цен, тарифов на транспортные и коммунальные услуги. Однако исполнительная власть и работодатели предлагают не повышать размер минимальной зарплаты и зафиксировать ее на уровне 2020 года. В качестве главного аргумента власть приводит экономические проблемы малого бизнеса, связанные с пандемией. На взгляд профсоюзов, это не может служить препятствием для повышения гарантий в заработной плате.
Благодаря настойчивости профсоюзов и достигнутым договоренностям с социальными партнерами ЛФП удалось не снижать планку социальных гарантий, закрепленных в трехсторонних соглашениях, даже в кризисные 2008-2009 годы. Вместе с тем, профсоюзам в этот период приходилось организовывать и массовые акции протеста.
Самым ярким примером профсоюзной солидарности стала борьба за сохранение промышленных предприятий Пикалево. Фактически речь шла о судьбе моногорода и его жителей. Зимой 2009 года собственники трех градообразующих предприятий, «БазэлЦемент-Пикалево», «Пикалевский цемент» и «Метахим», не сошлись в ценах на сырье. Это привело к остановке предприятий. Не выплачивалась заработная плата. Тысячи работников моногорода, остались без средств к существованию. После ряда безответных обращений в органы власти и к собственникам профсоюзы организовали массовые акции протеста. По инициативе профлидеров к разрешению кризиса в Пикалево подключился премьер-министр Владимир Владимирович Путин. В результате кризисную ситуацию удалось разрешить.
А в 2011 году профсоюзы сумели привлечь внимание Правительства Российской Федерации к проблемам Балтийского завода. В результате было предотвращено банкротство флагмана российского судостроения.
Напомнил профлидер коллегам и о том, что: «с 2010 года, то есть « момента начала финансирования детского оздоровительного отдыха из бюджетов города и области, до настоящего времени профсоюзам удалось договориться о 60-процентной в городе и 70-процентной в области компенсации части стоимости путевки детям работающих граждан. Причем – без ограничения количества смен. Мы добились существенного увеличения расчетной стоимости путевки, исходя из размеров которой выплачивается компенсация». Во многом благодаря усилиям Федерации, количество детей, отдохнувших в загородных детских оздоровительных лагерях за последние пять лет, почти удвоилось. Организация отдыха детей работающих граждан в Северной столице до сих пор считалась одной из лучших в России. К сожалению, пандемия наложила отпечаток на отдых и оздоровление детей. «Мы надеялись, что в 2021 году будут сняты ограничения на открытие детских оздоровительных лагерей и мы сможем вернуться к «доковидным» показателям оздоровительной кампании, – сказал Владимир Дербин, – но на 23 марта нам не удалось прийти к компромиссу с органами исполнительной власти города по достаточному финансированию отдыха и оздоровления детей».
Эту тему профсоюзы также поднимают в Открытом письме Губернатору Санкт-Петербурга.