Федерация Независимых Профсоюзов России - официальный сайт


Сибирский федеральный округ

Надо совместно работать на опережение и на результат

12.02.2017

10 февраля Губернатор края Александр Карлин обсудил с представителями Алтайского крайсовпрофа насущные проблемы совместной работы. В разговоре приняли участие председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов Владимир Бабушкин, его заместитель Иван Панов, председатели отраслевых профсоюзов, министры Правительства Алтайского края. Встреча была посвящена 25-­летию социального партнерства в Алтайском крае и актуальным проблемам трудового законодательства.

Профсоюзы нужны

Инициатива встречи принадлежит главе региона. Она длилась более двух часов. За это время были обозначены основные моменты сотрудничества профсоюзов и власти Алтайского края, которая выступает и регулятором социально­трудовых отношений, и крупнейшим работодателем для работников бюджетной сферы.

Средства массовой информации широко осветили эту встречу, рассказали об основных моментах, на которых остановился Губернатор края, начиная от 25­-летия социального партнерства и заканчивая охраной труда, оздоровлением работников и летним отдыхом детей. Более того, в своем блоге, размещенном на официальном сайте Алтайского края, через неделю Губернатор еще раз заострил внимание на ключевых моментах встречи, в том числе и тех, которые СМИ не затронули. В частности, Александр Карлин написал в блоге:

«Нужны ли нам профсоюзы. Часто слышу подобные фразы – только со знаком вопроса. Изжила, мол, себя такая форма общественных объединений. Какие из современных профсоюзов защитники прав, борцы за справедливость – один формализм в работе и комплиментарно-терпимое отношение к работодателю… Категорически не согласен и считаю, что ослабление или полное отсутствие профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях – недопустимое явление…

…Работа власти, направленная на повышение заработной платы в реальном секторе экономики, не прекращается никогда. И кто, как не профсоюзы, должны быть главными нашими помощниками в этой работе? Там, где отсутствуют или недорабатывают профсоюзные организации, нет коллективных договоров, как правило, отмечаются неформальная занятость, теневые зарплаты, латентная задолженность и прочие признаки «социальной безответственности бизнеса». Профсоюзы нам очень нужны. А еще нам очень важно понять, что профсоюзная деятельность – это не комфортное времяпрепровождение, а бойцовская работа. И утрата бойцовских качеств означает утрату самой сущности профсоюза».

Поскольку на сайте Алтайского крайсовпрофа www.алтксп.рф в разделе «Информационная работа» размещены ссылки на материалы журналистов со встречи, текст блога Губернатора и с ними может ознакомиться любой желающий, то свое внимание заострю на тех вопросах, которые в ходе встречи поднимали профсоюзные лидеры края и которые не нашли освещения в прессе.

Сотрудничество есть

Председатель Алтайского крайсовпрофа Владимир Бабушкин в ответном слове также затронул тему юбилея социального партнерства, но остановился подробнее на болевых точках:

 «В юбилеи принято подводить итоги и строить платы на будущее. Конечно, за эти годы сделано очень много положительного, и мы ещё сделаем подробный анализ, но хотелось бы остановиться на нескольких событиях, которые особо значимы для профсоюзов, но пока остаются нерешёнными либо требуется их пролонгация.

2007 год. По предложению профсоюзов внесены дополнения и изменения в закон Алтайского края «О порядке присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края», которыми было установлено, что при присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» учитываются профсоюзные награды ВЦСПС, ФНПР, Алтайского крайсовпрофа. Эта норма закона действовала почти 10 лет и значительно повысила мотивацию профсоюзного членства, однако с 2017 года она отменена, и мы получили множество негативных отзывов от членов профсоюзов. Александр Богданович, просьба вернуться к этому вопросу, возможно, установить какой­то норматив наших наград, но не лишать полностью профсоюзы такого права.

Профсоюзы считают, что разработка и принятие последнего закона, касающегося большого круга работников – педагогов, ветеранов, родителей дошкольников и других, без привлечения к участию проф­ союзов нарушили статью 35.1 Трудового кодекса ­ Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда и принцип социального партнёрства «уважение и учёт интересов сторон».

В том же 2007 году большую роль в области развития социального партнёрства сыграл почти годичный выпуск приложения «Социальное партнерство» к газете «Профсоюзы Алтая» (был получен грант администрации Алтайского края в сфере СМИ). Думаю, что тему социального партнёрства и дальше периодически нужно поддерживать грантами.

2010 год. Впервые заключено трёхстороннее Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2010­2012 годы. Соглашением установлен размер минимальной заработной платы для работников внебюджетного сектора в размере прожиточного минимума трудоспособного населения. Когда мы заключали это соглашение, Администрацией края нам было обещано, что за счёт дополнительных средств, поступивших в бюджет от НДФЛ, поэтапно будет повышаться минимальная заработная плата и для работников бюджетной сферы, однако этого не происходит, все наши предложения отметаются. Мы считаем, что этот вопрос нельзя снимать с повестки дня, нужно продолжать консультации.

2011 год. Было принято Постановление Администрации Алтайского края от 19 апреля 2011 г. № 196 «О дополнительных мерах по повышению эффективности социального партнёрства в Алтайском крае», которое дало новый импульс развитию партнёрских отношений профсоюзов, бизнеса и власти в крае. Полагаю, что это Постановление необходимо обновить в соответствии с современными условиями. Мы направили свои предложения в Министерство труда и социальной защиты и готовы к дальнейшему обсуждению проекта данного документа.

В 2011 году впервые был проведён Единый Информационный День Администрации Алтайского края в формате заседаний территориальных трёхсторонних комиссий по регулированию социально­трудовых отношений с повесткой дня «Социальное партнёрство – путь к повышению эффективности занятости населения Алтайского края». Полагаю, эту хорошую практику следует продолжить.

2012 год. Главам муниципальных районов и городских округов направлено письмо за подписью заместителя Губернатора Алтайского края Д.В. Бессарабова о применении эффективных форм социального партнёрства в сфере труда. Эффект этого письма был высоким, и данная работа активизировалась в муниципальных образованиях. Просьба обновить данное письмо, и желательно за Вашей подписью, Александр Богданович.

Кроме этого, мы считаем, что при разработке и принятии последнего закона, касающегося большого круга работников – это и педагогов, и ветеранов, родителей дошкольников и других, без привлечения к участию профсоюзов как раз имело место нарушение и Трудового кодекса, и принципа социального партнерства, уважения, учета мнения сторон. Этого не было бы, если бы профсоюзы приняли активное участие в разработке этих законов».

Алгоритмы бюджетов

Губернатор края в режиме диалога и открытого обмена мнениями сделал свои комментарии к принятому депутатами АКЗС в ноябре сразу в двух чтениях закону Алтайского края «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан», вызвавшему широкую волну ответной реакции граждан:

«В 2017 году объемы поддержки из федерального бюджета для регионов сокращены на 3%. Сейчас 97% к уровню прошлого года, в целом. Но нам удалось получить дополнительно еще 33%, то есть на треть против уровня прошлого года увеличена Алтайскому краю господдержка. Это следствие целого ряда причин. Одна из причин – качество управления региональным бюджетом, оно у нас в Алтайском крае признано лучшим в России. Владимир Геннадьевич (Притупов, заместитель председателя Правительства, министр финансов Алтайского края. – Прим. ред.) получил диплом министерства финансов за первое место в стране по качеству управления региональным бюджетом, и мы, с учетом этого, получили прибавку.

Федеральный бюджет не просто транслирует средства, а на определенных условиях. Все эти условия прочитываются в политических документах: в первую очередь адресность социальной поддержки, и мы должны в этот тренд вписаться. Мы сейчас можем вернуться и все отменить, но при этом, вы же понимаете, это все системно, тогда надо эти 33 процента вернуть обратно, иначе в алгоритмы, которые нам федеральный центр прописал, не уложимся. До тех пор, пока у нас такая возможность была, мы льготы сохраняли. Но в конце прошлого года мы были поставлены в ситуацию, когда должны были вопросы монетизации рассмотреть в контексте этого нелюбимого всеми 122 закона. Вот о чем идет речь. Я должен до 1 марта подписать Соглашение с Минфином об этих самых 3%, это 6,5 млрд рублей – такова цена вопроса. Это кому­то кажется, что получать федеральные денежки ­ сплошное удовольствие. Упаси вас бог по жизни зависеть от другого финансово. Нет более постыдной позиции. Мы делаем все, чтобы сокращать эту зависимость. Поэтому, Владимир Геннадьевич (Бабушкин. – Прим. ред.), убедительная просьба транслировать это людям. Цена вопроса по «семипалатинцам» 100 млн. ­ это не вопрос жизнеспособности нашего бюджета. Но за этим стоит другое, совершенно другой уровень, другой характер взаимоотношений. Потерпите немножко, чуть­чуть, технологическую паузу надо соблюсти».

Зарплата и закон

В ходе разговора Губернатор обратил внимание краевых профсоюзов на проблемы выплаты заработной платы при банкротстве предприятий. «Хочу еще добавить, ­ сказал Александр Карлин, ­ что на одном из последних заседаний правительственной комиссии по региональному развитию лидер российских профсоюзов Михаил Шмаков выступал с одной очень правильной идеей. Есть в Гражданском кодексе статья 855, которая определяет очередность требования о взыскании, и требования о взыскании заработной платы при банкротстве предприятий включены во вторую очередь. Для нас это самые болезненные сюжеты по задолженностям по зарплатам для предприятий, которые находятся в прибанкротном либо в банкротном состоянии. Я был у истоков, когда Гражданский кодекс писался, и эту 855­ю статью я наизусть знаю. Тогда профсоюзы не смогли отстоять свою позицию и отнести требования по зарплате в первую очередь выплат. При этом еще есть возможность не относить их во вторую очередь, а объединить в одну строчку с первоочередными выплатами, включив зарплату в требования и задолженности по налогам и социальным фондам. По сути, зарплата ­ то же самое. В этом я поддерживаю профсоюзы. У нас сегодня девять депутатов Госдумы от Алтайского края. Позовите их, объясните депутатам глубокий философский смысл статьи 855 ГК. Вот это будет реальная подвижка. Я далеко не всегда соглашаюсь с вашим лидером, но то, что он предложил разумные вещи, и я его поддержал на заседании правительственной комиссии».

ЖКХ и транспорт

Людмила Нелидина, председатель краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения, остановилась на тех моментах, которые сегодня превалируют в отрасли: «Мы считаем, что за идентичный труд на всей территории России работники ЖКХ и других отраслей должны получать одинаковую тарифную составляющую. А остальное ­ стимулирующе выплаты. Я полностью с вами согласна, что зарплату в отрасли надо повышать, и уже два года наседаю на своих работодателей на эту тему. Совместно с краевым управлением в рамках тарифного регулирования вытащили уровень гарантированной части зарплат работников, дойдя до премирования в 5% . Против этого сильно возражали работодатели, но мы все равно настаиваем на этом. Теперь ведем переговоры с нашими профсоюзными лидерами и с работодателями об изъятии из коллективных договоров положения о премировании. Наша точка зрения: уравниловки в премировании не должно быть. Должны быть только стимулирующие выплаты за эффективный труд».

В ходе беседы Губернатор обратил внимание на проблемы в этой отрасли хозяйствования, высказал и свои претензии к длительности модернизационных процессов.

А.Б. Карлин: ­ Сейчас ЖКХ выходит на другой формат организации работы – концессии. При этом сфера ЖКХ по задолженности по зарплатам ­ одна из самых неблагополучных. Еще раз повторяю, нам нужны изменения в сфере ЖКХ. Идет речь о системных результатах, если нет тарифов, то нет и зарплаты, по крайней мере, адекватной. Отрасль – одна из самых сложных и для управления, поскольку эта тема в основном муниципальная, а не наша, воздействовать напрямую сложно и для нас, и для профсоюзов, но, тем не менее, нам надо этой отраслью заниматься и очень серьезно.

Л.П. Нелидина: ­ Заработная плата не растет, но и оборотных средств у предприятий тоже нет. Если возьмем плату за потребленный ресурс бюджетной сферы, то на все уровни бюджета идет задолженность.

А.Б. Карлин: ­ Докладываю о бюджетной сфере, чтобы не было недопонимания. Если говорить за систему, то у нас бюджеты на самом деле системно кредитуют ЖКХ. Мы транслируем на опережение плату за бюджетные организации, чтобы они могли закупать под сезон уголь, другое топливо и так далее. Бюджет товарно кредитует отрасль постоянно. Очень серьезные ресурсы исчисляются сотнями миллионов рублей. Возможно, поэтому эти предприятия никак не войдут в нормальный алгоритм коммерческой работы. Руководитель предприятия ЖКХ должен пойти, взять кредит в банке, а чтобы пойти в банк за кредитом, он должен показать внятную кредитную историю, чистый баланс, как положено. Он этого не может. Вот мы их на этих подпорках и держим. И поэтому, когда сегодня объясняют: «Я не плачу зарплату, потому что мне бюджет не рассчитался за услугу», мягко говоря, может быть правда локальная и частичная, а по системе это выглядит иначе.

Л.П. Нелидина: ­ Следующий вопрос ­ проблемы городского электрического транспорта. В крае действуют три предприятия: в Бийске, Рубцовске и Барнауле. Система ценообразования везде разная. В Барнауле ценообразование по машиновагоночасам. В Бийске ­ компенсация выпадающих доходов 2 рубля с 2009 года, и никаких других позиций не принимают. В Рубцовске ­ в размере бюджетной обеспеченности. Все предприятия находятся в состоянии преддверия банкротства. Индексации заработной платы там нет. У меня просьба. Минтранс Российской федерации утвердил методические рекомендации по ценообразованию в сфере городского электрического транспорта, и два года тому назад эту методику обсуждали крупно в Алтайском крае. Я прошу в первую очередь изъять полномочия у муниципалитетов по ценообразованию, чтобы выработать единые подходы и навести элементарный порядок по ценообразованию.

А.Б.Карлин: ­ Мы настоятельно рекомендуем муниципалитетам при решении вопросов установления цен за проезд в общественном транспорте жестко увязывать очередное повышение с повышением заработной платы работающих. Это болезненная система для всех перевозчиков. Вымогают из муниципалитетов решения о повышении стоимости проезда. Каждый раз это воспринимается очень болезненно населением. А для автоперевозчиков характерна абсолютная социальная безответственность.

Звания и охрана труда

Алексей Жуков, председатель краевой организации профсоюза работников оборонной промышленности, в начале своей речи поблагодарил Александра Богдановича: «От лица коллектива и администрации Бийского олеумного завода хочу выразить Вам слова благодарности за ту поддержку, которую Вы нам организовали после нашей встречи в апреле прошлого года. Что касается оборонно­промышленного комплекса, то я бы хотел сказать так, что у нас все предприятия на сегодняшний момент социально ориентированные, на всех предприятиях у нас заключены и действуют коллективные договоры. Они были разработаны на основании отраслевых и региональных соглашений. Сегодня мы видим положительный результат на большей части предприятий: растет средняя заработная плата, которая составляет 26403 рубля. Остаются открытыми вопросы на ряде предприятий (ФНПЦ «Алтай», радиозавод), где идет снижение зарплаты. Я надеюсь, что совместными усилиями мы как­то сможем преодолеть сложности, которые там сегодня существуют, и выйти из этой ситуации.

Но есть и вопрос, который задают во время встреч: в 2016 году люди подали заявление на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края», и на сегодняшний момент пока решений никаких нет. Вот и спрашивают, когда же все­таки выйдет Положение о ветеранах труда Алтайского края».

А.Б. Карлин: ­ Положение мною подписано и должно быть опубликовано в ближайшие дни. Звание «Ветеран труда» – это поощрение за добросовестный труд. Мы шли к званию «Ветеран труда» в несколько другом контексте, мы расширяли контингенты, так что у нас ветеранов труда в Алтайском крае больше, чем в Кемеровской и Новосибирской областях вместе взятых. При этом ветеран труда в Алтайском крае получает ЕДВ ежемесячно 615 рублей и субсидий на жилье больше полутысячи в месяц. И получается приличная сумма по краю, учитывая, что у нас 262 тысячи ветеранов. Для справки: за звание «Ветеран труда» бюджет Москвы платит ЕДВ в размере 495 рублей в месяц.

Что касается ОПК, в целом ситуация в отрасли достаточно оптимистическая. Но не во всех сегментах. Вы знаете, что идет сокращение по НИОКРам (научно­исследовательские и опытно­конструкторские разработки. ­ Прим. ред.). Поэтому есть проблемы у предприятий, где НИОКР составляет значительную долю производственной программы, в частности, речь идет о ФНПЦ «Алтай». Мы прекрасно понимаем, что НИОКРы – завтрашний день любого производства. Нам для Бийска доля инновационной продукций в общем объеме очень важна для поддержания статуса наукограда.

А применительно к вам, Алексей Викторович (Жуков. – Прим. ред.), хотел бы затронуть тему охраны труда, безопасности труда особо. Просьба к вашим коллегам, профсоюзам: предприятия особые, требования особые. Должны быть старые, в хорошем смысле, добрые требования по технике безопасности и выполняться безукоризненно.

А.В. Жуков: ­ Сегодня мы на предприятиях активизировали работу уполномоченных по охране труда, это общественный контроль. Прописали положение, чтобы была видна их функция. В этом направлении работаем, и надеюсь, что ситуация поменяется в корне.

МРОТ, медосмотры, мониторинг

Юрий Абдуллаев, председатель краевой организации Общероссийского Профсоюза образования, в своем выступлении также подвел итог работе по исполнению поручений Губернатора, данных по итогам майской встречи с профактивом: «Нам удалось, благодаря Вашему вмешательству и тому, что были большие ресурсы направлены в отрасль, решить два вопроса: был обеспечен МРОТ и увеличены средства на приходящий контингент детей.

Из трех поручений два выполнены. Третье, по медосмотрам, ­ есть продвижение. Крайздрав сработал хорошо.Было принято решение запретить взимать оплату за медосмотр с физических лиц, то есть непосредственно с педагогов, и работать только с юридическими лицами, поэтому сегодня у нас педагоги за медосмотры не платят. Есть, конечно, долги муниципалитетов, но мы работаем с главами, пытаемся реструктуризировать, снимая социальную напряжённость.

Самая же острая тема сегодня ­ коммунальные платежи. Несмотря на все призывы и зашкаливающие эмоции на местах, а людей в этом можно понять, мы, оставаясь верными принципам педагогической этики и социального партнёрства, никого на улицы не вывели, организовали сбор подписей и обращение к депутатам и к Губернатору. Более того, критикуя изначально принятый закон и заявляя о его неприятии с нашей стороны, профсоюзы предложили и пути выхода из ситуации. Решено провести мониторинг ситуации. При этом мы предложили не делать никаких подворных обходов, будоражить коллективы, а взять официальные данные соцзащиты за прошлый год по выплаченным компенсациям и обратить внимание на категории, которые наиболее пострадают в связи с новым законом. Это 19% работников, проживающих в домах с электрокотлами, и, особенно, 34% педагогов и пенсионеров, живущих в домах с центральным отоплением. У них просто нет возможности перехода на более дешевые источники энергии. Мы изучаем возможности их субсидирования. Педагоги на местах ждут решения, удерживать ситуацию нелегко. Если не будет продвижения по данному вопросу, то в новый отопительный сезон мы получим серьёзный социальный взрыв. Людям просто нечем будет платить за тепло. Предупреждаем об этом и просим нас услышать и понять. А главное ­ сработать!

Другая болевая точка ­ запущенная в крае кампания по масштабной филиализации сети образовательных учреждений. По ней к нам поступает много обращений с мест. Мы с министром, Александром Анатольевичем (Жидких. – Прим. ред.), обсудили эту тему и беспокоящие нас моменты. Минобрнауки края разработало полный пакет рекомендаций по ликвидации юридических лиц у малочисленных школ и детских садов. Да, для простого работника, по большому счёту, ничего не меняется. Более того, предполагается за счёт экономии повысить фонд оплаты труда бюджетников на 5%. Но сама процедура проведения мероприятий, их обсуждение с коллективами и общественностью, сами подходы к реструктуризации, увы, хромают. Коллективам непонятно, почему именно к этой школе или детсаду их присоединяют. Нередко это противоречит логике развития системы образования района, нет видения развития сети на перспективу. В этом отношении хотелось бы Вашего содействия в работе с главами муниципалитетов, это все-таки их учреждения, в том плане, что проводить изменения надо не только с точки зрения экономической целесообразности, но и реально глубоко прорабатывать ситуацию по каждому учреждению. Не действовать тупо, механически. Должен быть учет особенностей тех или иных образовательных организаций, традиций и заслуг, достигнутых результатов, в конце концов. Нужна тщательная экспертиза, учет и проработка всех возможных рисков. Не бегом, через колено всех объединять, как часто бывает, с указкой на то, что надо выполнить поручения края, а вдумчиво: может, где-то и отложить решение по отдельным учреждениям, все решать спокойно.

А.Б. Карлин:  Проблемы есть, мы ими занимаемся, и надеюсь, что сейчас будем заниматься вместе с главами муниципалитетов более обстоятельно. Надо учитывать в том числе и личностные факторы, они у нас на самом деле очень серьезные. Педагоги – это люди с совершенно понятным уровнем самооценки, очень достойным, и поэтому все надо делать с соблюдением, в том числе и норм социальной психологии и этики.

Тем не менее, внутри есть еще серьезные резервы в системе, и вы прекрасно это знаете. Может быть, вы обратили внимание на то, что новый Министр образования Ольга Васильева сделала на первых этапах начала своей работы заявление, касающееся трудового воспитания. Я даже в своем блоге поддержал ее. Когда посещаю школу и вижу ребят старших классов, слоняющихся без дела, а 75­летняя бабушка шваброй протирает пол в их классе... Знаете, это аморально. Поэтому изменение отношения к трудовому воспитанию и возможное участие обучающихся в каком-то посильном труде по самообслуживанию, это, с одной стороны, воспитательная сторона, а с другой – элементарная экономика.

Глава региона на показательных примерах рассказал собравшимся о своем глубоком и разностороннем видении проблем образования в крае, начиная от школьных автобусов, заработных плат, обеспеченности школ теплом и светом, кадровым ресурсом, и даже морально­этической составляющей, затронул и другие моменты. В их числе Губернатор выразил озабоченность по поводу наполняемости классов в крупных городах: «Сегодня у нас действительно возникает вопрос по школам в новостройках с большой наполняемостью, особенно начальных классов. Здесь коллективы работают с запредельной нагрузкой. Главный вопрос, который мы обязательно будем решать ­ по созданию дополнительных мест и разгрузке школ».

Диалог возможен?

Вера Ленская, председатель краевой организации профсоюза «Торговое Единство», обратила внимание на ситуацию с социальным партнерством в торговле:

Нас беспокоят социально-трудовые отношения в торговых компаниях. Не секрет, что профсоюзов там нет. Социальное партнерство в этой сфере находится на низком уровне. Отсюда и результат – низкая, а порой и теневая заработная плата, неформальные трудовые отношения и другие нарушения законодательства. Мы в рамках отраслевого соглашения стараемся идти на диалог с предпринимательским сообществом. 

По нашей инициативе совместно с управлением и с администрациями городов края провели ряд семинаров по теме коллективно-договорных и социально-трудовых отношений. На практике мы видим, что там, где есть профсоюзные организации, есть коллективные договоры, оплата труда индексируется, трудовое законодательство не нарушается. Крайком профсоюза неоднократно обращался письменно и устно к работодателям торговых компаний с целью заключения соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в социально-трудовой сфере, трудовых отношениях, но это просто стена... В связи с этим хочу внести предложение: обязать компании, которые только заходят на рынок Алтайского края и уже работают здесь, выполнять региональное трехстороннее соглашение. Так как в этих организациях нет профсоюзов и мы не имеем права осуществлять такой контроль, то хотелось бы, чтобы органы власти обратили на них более пристальное внимание».

После этих слов Губернатор Алтайского края, обращаясь к курирующим эту тему министрам, попросил обязательно вопрос проработать и отдельно доложить, в том числе и по объединению работодателей в этой отрасли.

А.Б. Карлин: Для того, чтобы в отрасли все эти сюжеты были отформатированы правильно, как этого требует законодательство, необходимо наличие и легитимных профсоюзов, и легитимных объединений работодателей. Никаких мер поддержки для тех, кто не создал профсоюзы. А вот те сетевые объекты, где запрещают работать профсоюзам на территории, изучите внимательно совместно с нашим департаментом аппарата Правительства, отдельно проработайте на предмет того, насколько это согласуется с нашим законодательством. Если есть там основания, то нужно обратиться в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Мы же понимаем, что это один из рычагов ухода от неформальной занятости. В торговых организациях не все, так сказать, благополучно с точки зрения требований законодательства, там много чего и по режиму труда, и с точки зрения возложения материальной ответственности на работника за сверхнормативные потери товара. С этими проблемами надо поработать.

Контроль за финансами

Лариса Зорина, председатель краевой организации профсоюза работников культуры, обратила внимание на положительные примеры социального партнерства с учреждениями культуры краевого уровня: «На прошлой встрече Вами были даны поручения практически все они были выполнены: увеличили на 5% фонд оплаты труда, санаторно­курортное лечение в прежнем объеме профинансировано, и грант Губернатора существенно увеличивает поддержку. Все это мы транслируем практически до каждого работника культуры, потому что это важно и ценно.

Вопрос по направлению в муниципалитеты целевых средств на выполнение майских указов Президента нашел свое решение в том, что в этом году краевое министерство финансов очень внимательно отнеслось к формированию бюджета муниципальных образований на сферу культуры. Была предложена и иная модель функционирования учреждений культуры, и определена оптимальная численность работников культуры муниципального района. Но процессы, которые в последнее время происходили в сфере культуры, к сожалению, не во всех муниципальных образованиях дали ожидаемый экономический эффект. Есть опасения, что в 2017 году эта тенденция сохранится. Поэтому мы выражаем большую просьбу к министерству финансов продолжить контроль за теми процессами, которые происходят в муниципалитетах в части финансовой составляющей на культуру.

Что касается Соглашений в сфере культуры. Два года мы пытались через первичные профсоюзные организации заключить территориальные отраслевые соглашения в муниципалитетах. Движения не было никакого. Сейчас первички передают мне право вести коллективные переговоры с органами муниципальной власти. Опыт 2016 года показал, что краевой комитет способен в таких соглашениях и дополнительные гарантии работникам прописать, и зафиксировать обязательства муниципалитетов по выполнению указов Президента. В этом ключе мы продолжаем работать. Нам нужна поддержка министерства труда: более жестко и определенно ставить перед муниципальным уровнем задачи по развитию социального партнерства.

А.Б. Карлин: С муниципалитетами мы работаем, детально разбираемся. То, что там есть внутренние резервы, – это очевидно. Есть большие вопросы к качеству управления городской, муниципальной культурой. Но в целом по финансированию мы будем помогать муниципалитетам для того, чтобы уровень отрасли был более достойным.

Профсоюзы надо поддерживать

Подводя итоги долгого разговора, председатель крайсовпрофа Владимир Бабушкин сказал: «Профсоюзы рассматривают систему социального партнерства как важнейшее средство и метод взаимодействия с работодателями и органами власти. Наш стратегический курс – социальное партнерство, которое позволяет разрешать конфликты, достигать стабильности и двигаться вперед. Мы настроены очень конструктивно работать с Правительством, с работодателями, готовы сотрудничать и будем это делать».

Губернатор Алтайского края Александр Карлин, в свою очередь, тоже нацелил всех своих министров и профсоюзы на конструктивное взаимодействие: «Самое плохое ­ понижение роли профсоюзных организаций. То, что мы предъявляем друг к другу претензии, это нормальный рабочий процесс. Мы видим в профсоюзах партнеров и, по большому счету, мощное нам подспорье. Что надо жестко сделать – это главам администраций муниципалитетов протранслировать идею о том, что ослабление профсоюзных организаций, выход из сферы взаимодействия с профсоюзными организациями - это недопустимое явление. Они должны всячески этому препятствовать. Иначе природа не терпит пустоты. Мы получим псевдопрофсоюзы, мы получим деструктивных персонажей, что существенным образом исказит всю картину нашего социального взаимодействия. Подчеркну: профсоюзы надо поддерживать. С другой стороны, напомню профсоюзам, что охрана труда – это ваше святое дело, сегодня мы эту тему не должны забывать. Она очень значима.

Представительство ФНПР в СФО