Федерация Независимых Профсоюзов России - официальный сайт


Дальневосточный федеральный округ

В Магадане прошло региональное совещание по вопросам охраны труда

11.04.2016

11 апреля 2016 года, накануне Международного дня охраны труда в Молодежном центре Магадана прошло областное совещание по охране труда «Системные действия в управлении охраной труда: проблемы и перспективы».

Организаторами мероприятия выступили Правительство Магаданской области, региональное министерство труда и социальной политики и Магаданский областной союз организаций профсоюзов.

Вопросы деятельности в области охраны труда, обеспечения безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работающих граждан обсуждали специалисты по охране труда, представители общественных организаций, надзорных и контрольных органов, организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, обучению охране труда руководителей и специалистов, а также представители других органов государственной власти, местного самоуправления и организаций Магаданской области.

Участники совещания обменялись мнениями по актуальным вопросам охраны труда, посетили выставки средств индивидуальной защиты, пожарной безопасности, печатных изданий по охране труда, провели скрининг диагностику состояния здоровья. Основная цель совещания - консолидация усилий органов государственной власти, местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию стабильной культуры безопасности труда в Магаданской области.

- Тема сегодняшнего обсуждения выходит за рамки понятия «насущной» и становится, к сожалению, «злободневной». А несчастные случаи перестают быть «случаями», приобретая статистический характер, - отметил в своем выступлении лидер магаданских профсоюзов Николай Махонькин. - В Советском Союзе главным работодателем было государство, а профессиональные союзы выступали в качестве составной части политической системы государства, и это государство возлагало на профсоюзы часть своих функций, в том числе и в охране труда. Сегодня ситуация иная. Для нас, профсоюзов, более сложная. Сегодня многие организации относятся к частному сектору, что осложняет процесс защиты прав работников, в том числе и профсоюзами. К сожалению, не всегда работодатели выполняют все предписанные законодательством положения и требования в части охраны труда (ОТ), а это зачастую приводит к негативным последствиям для сотрудников. Сами же профсоюзные организации существуют далеко не на всех предприятиях. Положение еще более осложнилось с отменой закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации». На наш взгляд, последствия этого - принижение проблемы охраны труда, поскольку Трудовой кодекс РФ вобрал в себя только часть норм этого закона. Поэтому остается актуальной работа профсоюзов, являющихся посредниками в отношениях между работниками и работодателями, в том числе и в обеспечении надлежащих условий труда. На предприятиях и в организациях региона сегодня работает более 200 уполномоченных по ОТ и ТБ профсоюзов. Именно они, работая «на земле», непосредственно общаясь с людьми на их рабочих местах, пытаются довести самое главное: что ТБ и ОТ - не абстрактная аббревиатура, а синоним понятия «здоровье», а зачастую и «жизнь». Ежегодно по вопросам ОТ и ТБ Облсоюзпроф, областные отраслевые организации профсоюзов проводят учебу активистов, в том числе приглашая специалистов из других регионов (ДВ, Санкт-Петербург), проходят смотры-конкурсы на звание «Лучший уполномоченный по охране труда», «круглые столы» по этой проблематике, готовятся методические материалы, памятки, брошюры, листовки. Большое внимание уделяется разделу ОТ в подготовке и анализе коллективных договоров. В системе проходят конкурсы на лучший коллективный договор. Ведь зачастую именно он является спасительной ниточкой, позволяющей работнику использовать свои права себе на благо. Победители конкурсов отмечаются, опыт лучших распространяется. Поэтому сказать, что мало внимания уделяется этим вопросам, вроде бы нельзя. А результаты не радуют. В чем же причины сегодняшнего сложного положения? Их немало.

Первое. Вся перестроечная и постперестроечная неразбериха разрушили ранее существовавшую стройную систему этой работы. Восстанавливать разрушенное всегда сложнее.

Второе. Это нежелание части работодателей вкладывать собственные средства (именно собственные, не государственные, как было раньше) в обеспечение соответствующих условий труда. Это слабая производственная дисциплина вследствие низкой организации труда. Это, наконец, принижение чувства ответственности специалистов, отвечающих за это дело, и, конечно, самих работников! Именно грубая неосторожность, а подчас и халатность самих работников приводят к производственному травматизму. Как самим работникам привить чувство самосохранения, априори заложенное в каждое живое существо? Все понимают, что этого делать нельзя, что это опасно, но делают, надеясь на русское «авось».

- Несколько слов о спецоценке условий труда (СОУТ), - подчеркнул Николай Махонькин. - По мере ее реализации стало понятно, что новый закон был призван улучшить условия труда на рабочих местах, сделать их более привлекательными, безопасными и комфортными для людей, причем, с упором на экономические механизмы решения этой задачи. Вместо этого теперь многие рабочие места декларируются работодателем и признаются, как имеющие допустимые условия труда без приведения их в надлежащее состояние согласно Методике проведения спецоценки, разработанной Минтруда России. Создается впечатление, что снижения численности работающих во вредных условиях труда Минтруд России намерен достичь во что бы то ни стало не за счет объективно проведенной спецоценки, как того требует закон, и реального улучшения условий труда работников, а за счет сужения, или вообще исключения из спецоценки многих реально существующих вредных и опасных производственных факторов.

Вот несколько примеров:

1. Новый «Классификатор вредных факторов» при СОУТ не учитывает «Критерии гигиенической оценки факторов рабочей среды и трудового процесса», что приводит к необъективной оценке условий труда.

2. По новым правилам не оцениваются факторы интеллектуального и эмоционального характера, не учитывается нагрузка на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. А это очень важно!

Наверное, единственным плюсом нового закона является прописанное в нем повышение роли профсоюзов при проведении спецоценки. В комиссии при ее проведении должны обязательно включаться представители работников. Профсоюзам дано право на получение соответствующих разъяснений результатов спецоценки и их обжалование (вплоть до судебного порядка), а также право инициировать, в случае необходимости, проведения внеплановой спецоценки. Однако и здесь при заочном, зачастую, проведении спецоценки, участие профсоюзов минимизировано.

Вот итог новаций:

- Жалобы работников на то, что при проведении спецоценки условий труда зачастую необъективно (несправедливо), необоснованно снижается класс вредности условий труда и соответственно снижаются или вовсе отменяются ранее предоставляемые и гарантированные государством компенсационные меры (дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенные размера оплаты труда, сокращенная продолжительность рабочего времени).

- Работники не информируются руководством и профкомом о возможности реализации их прав на участие в СОУТ, о графике проведения замеров и исследований, об их правах требовать включения вредных факторов в объем исследований; первичная профсоюзная организация зачастую не присутствует и не контролирует процесс проведения измерений вредных факторов на рабочих местах.

- Первичная профсоюзная организация не использует инструмент внеплановой СОУТ при несогласии с результатами проведенной спецоценки.

Профсоюзы предлагают:

Первое. Решить проблему без выстраивания системы коллективно-договорного партнерства невозможно. Именно КД, как обязательства двух сторон (работников и работодателя), способен повлиять на положение дел, состояние ОТ, ТБ, в целом - условий труда. И этот процесс должен стать предметом заботы не только профсоюзов, а и работодателей, органов власти. Сегодня же из более чем 5 тысяч юридических лиц, зарегистрированных на территории Магаданской области, только в 100 с небольшим организаций заключены КД.

Второе. Без четко выстроенной внутрипроизводственной системы охраны труда - дело с места не сдвинется. Надо начинать с низов.

Третье. Профсоюзы предлагают региональному министерству труда провести анализ обеспеченности всех предприятий и организаций Магаданской области специалистами по ОТ (в соответствие со ст. 217 ТК РФ); надо знать укомплектованность этими кадрами, стараться на это влиять.

Четвертое. Областным отраслевым министерствам планировать для рассмотрения на заседаниях своих коллегий вопросы ОТ и мониторить их все время. Сегодня это делают единицы министерств.

Пятое. Предлагается Министерству труда и социальной защиты РФ рассмотреть вопрос о возможности «выведения» закупки спецодежды и средств индивидуальной защиты из-под так называемого закона о госзакупках (44-ФЗ), поскольку этот закон ставит требование дешевизны продукции выше требований к качеству, а, следовательно, и безопасности. И еще этому министерству - законодательно, через совершенствование страховых механизмов, усилить экономическую мотивацию работодателей к улучшению условий труда, внедрению безопасных технологий производства.

Задачи профсоюзов - организовывать переподготовку уполномоченных лиц по охране труда и членов комиссий из числа профсоюзов через постоянно действующие государственные курсы и свои семинары, превратив процесс учебы в диалог, внедряя активные формы обучения (тренинги, практические занятия и т.п.), тщательнее, принципиальнее формировать раздел охраны труда в КД и соглашениях, расширять круг участников конкурса на лучшие КД.

- Решить проблему безопасности жизни и здоровья работников невозможно проведением одних совещаний, заседаний, - уверен Николай Махонькин. - Решить проблему можно только активными совместными действиями всех заинтересованных сторон - работодателей, работников, представителей власти, профсоюзов, надзорных органов.

Уже традиционно, накануне Международного дня охраны труда, губернатор Магаданской области Владимир Печеный наградил победителей областного смотра-конкурса «Организация высокой культуры производства» по итогам 2015 года. Глава региона вручил дипломы и ценные призы победителям ежегодного регионального смотра-конкурса, который проводился по двум категориям.

В номинации «организации промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и иных отраслей» первое место у Колымского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, второе – у ОАО «Аэропорт Магадан», третье место - у ООО «Омолонская золоторудная компания».

В категории «организации сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, науки, культуры, предоставления иных социальных услуг» первое место завоевала ОГКУЗ «Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий» п. Стекольный, второе - ОГКУЗ «Станция скорой медицинской помощи», третье место - ОГУК «Магаданская областная универсальная научная библиотека имени Пушкина».

При вынесении решения жюри конкурса оценивало отсутствие групповых, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом по вине работодателя, рост относительных показателей травматизма (коэффициентов частоты и тяжести), профессиональной заболеваемости к предыдущему году. Важным критерием было отсутствие коллективных трудовых споров и забастовок, отсутствие задолженности по заработной плате». В смотре-конкурсе участвовало 16 организаций Магаданской области.

Губернатор Магаданской области Владимир Печеный поздравил победителей ежегодного смотра-конкурса и пожелал остальным предприятиям и организациям повышать уровень охраны труда и организации производства: «Соблюдение правил техники безопасности и создание эффективных условий труда не только сохраняет жизнь и здоровье работников, но и обеспечивает высокие результаты для экономики предприятий и региона в целом».

Представительство ФНПР в ДФО

(по материалам МОСОП)