27.01.2022. член профсоюза:
Здравствуйте,я являюсь отцом ребенка-инвалида.Жена не работает и получает пособие по уходу.Если она ляжет в больницу,то за ребенком некому будет ухаживать.Положен ли мне на это время больничный или как то по другому оформляется у меня уход за ребенком? Заранее спасибо за ответ
В соответствии с частью 1 статьи 262 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по их усмотрению. Для этого необходимо подать письменное заявление работодателю. Форма заявления утверждена приказом Минтруда России от 19.12.2014 № 1055н.
Порядок предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048 (далее – Правила № 1048).
Для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней родитель представляет работодателю следующие документы либо их копии: заявление о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами; справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная бюро МСЭ; документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида; свидетельство о рождении ребенка; оригинал справки с места работы другого родителя (если имеется документальное подтверждение факта или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, справка не представляется) (п. 3, 5 Правил № 1048; Информация ФСС РФ «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами»).
Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка за счет средств федерального бюджета, предоставляемых ФСС РФ (ст. 262 ТК РФ, ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, п. 12 Правил № 1048).
Статьей 262.1 ТК РФ предусмотрено право одного из родителей, воспитывающего ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска по его желанию в удобное для него время.
Для работников, имеющих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней (ст. 263 ТК РФ). По письменному заявлению работника указанный отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Предоставление такого отпуска может быть предусмотрено также локальным нормативным актом (например, положением об отпусках), отраслевым соглашением (ч. 4 ст. 8, ст. 9, ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Если обстоятельства, по которым у работника возникла необходимость в таком отпуске, относятся к основаниям, с которым закон связывает обязанность работодателя предоставить отпуск, и время использования работником таких дней установлено непосредственно коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, работодатель не имеет права отказать в его предоставлении.
В соответствии с частью 2 статьи 29, частью 1 статьи 370 ТК РФ интересы работников при осуществлении контроля за выполнением коллективного договора представляет первичная профсоюзная организация.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
27.01.2022. Дамдын Сенги Саянович:
Здравствуйте, хотел бы уточнить некоторые вопросы, попал под сокращение штаба, вопрос такой-смогу ли я устроиться на другую работу сейчас?
В целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом работодатель наделен правом принимать необходимые кадровые решения, в том числе проводить мероприятия по изменению структуры, штатного расписания, численного состава работников организации с соблюдением закрепленных трудовым законодательством гарантий трудовых прав работников, направленных на смягчение негативных последствий, наступающих в результате потери работы (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 179, ч. 1 и 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ (в связи с сокращением численности или штата работников организации) не препятствует найти подходящую работу, так как не связано с личными, профессиональными качествами или виновным поведением работника, а вызвано такими изменениями в сфере самостоятельного хозяйствования работодателя, которые исключают дальнейшее выполнение этими работниками прежней работы по причине ее отсутствия.
В Российской Федерации гражданам гарантируется защита от безработицы, социальная поддержка, а также бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве (п. 1 ст. 12 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1)).
Для получения помощи в трудоустройстве можно обратиться в орган службы занятости населения лично или через МФЦ. Направить заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы можно также с помощью единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», через Единый портал государственных и муниципальных услуг (пп. «а», «б», «в» п. 3 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909).
Гражданин, поставленный на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и на регистрационный учет в качестве безработного, в органах службы занятости может получить бесплатную консультацию и услуги, связанные с профориентацией, в том числе в целях прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; обучиться составлению резюме, проведению деловой беседы с работодателем, навыкам самопрезентации (пп. 8 п. 1 ст. 7.1-1, п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 12 Закона № 1032-1, п. 14 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 23.08.2013 № 380н, п. 13 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 09.01.2013 № 3н).
Служба занятости может направить гражданина, признанного безработным, на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12, п. 1, 3 ст. 23 Закона № 1032-1; п. 13 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 17.04.2014 № 262н). На этот период за безработными гражданами в общем случае сохраняется право на получение пособия по безработице (п. 1, 2 ст. 23 Закона № 1032-1).
Для самостоятельного поиска работы может быть использована федеральная государственная информационная система, где размещается информация о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу (Работа в России. Общероссийская база вакансий - https://trudvsem.ru/). В органах службы занятости гражданам обеспечивается бесплатный доступ к Единой цифровой платформе «Работа в России» (п. 3.1 ст. 15, ст. 16.2 Закона № 1032-1).
Информируем, что в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности, выдача направлений на оплачиваемую работу осуществляется посредством размещения предложений подходящей работы в личном кабинете на портале «Работа в России» либо в личном кабинете на портале госуслуг согласно Временным правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, принятым в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (п. 7 Временных правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460; п. 42 Методических рекомендаций, направленных Письмом Роструда от 07.05.2020 № 1349-ТЗ; Информация Минкомсвязи России «Регистрация для получения пособия по безработице доступна через Единый портал госуслуг»).
Правовой департамент Аппарата ФНПР
11.01.2022. Павловская Лариса Анатольевна:
Принуждение к вакцинации. Отстранили от работы из за отсутствия вакцины и куаркода. Можно получить юридическую помощь и алгоритм действий по правовой защите?
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) (абз. 2 ст. 4).
Формой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 ФЗ № 52-ФЗ помимо иных мер являются выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи наделены правом выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах) (пп. 6 п. 1 ст. 51 ФЗ № 52-ФЗ).
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157–ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок может повлечь, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Указанные правовые последствия отсутствия профилактических прививок таких категорий работников обусловлены необходимостью сохранения их здоровья в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и отвечают конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) (см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили Валентины Захаровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
В соответствии со статьей 35 ФЗ № 52-ФЗ и статьей 10 ФЗ № 157-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, и при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ст. 11 ФЗ № 157-ФЗ).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н). Она обязательна, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Постановлением главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 г. № 3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее – Постановление) к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации отнесены, в том числе, работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальный предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Согласно пункту 2.1 данного Постановления работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Санкт-Петербурга, обязаны организовать прохождение вакцинации от COVID-19 сотрудников с обеспечением уровня иммунизации не менее 80% с учетом лиц, ранее вакцинированных, а также переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад, в срок до 15 декабря 2021 г. Обязательная вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19 (п. 3 Постановления).
Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» осуществляет, в том числе, деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Соответственно, работодатель должен организовать прохождение работниками вакцинации от COVID-19 с учетом вышеуказанного процентного уровня иммунизации, а также Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (постановление Правительства РФ от 15.07.1999 825). В нем, в частности, указаны работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
В соответствии с частью 1 статьей 76 ТК РФ отстранение от должности возможно только в крайних случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. Вышеуказанное постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу не является безусловным основанием для издания работодателем приказа об отстранении от работы, если выполняемая трудовая функция не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В случае отстранения от работы после вступления приказа в силу Вы вправе направить руководителю организации заявление о допуске к работе, а также письменно обратиться в профком с заявлением о защите своих интересов и принятии мер по отмене приказа об отстранении от работы и возмещении утраченного заработка (ст. 352, 370 ТК РФ).
Информируем, что отстранение от работы по месту основной работы не является препятствием к трудоустройству по совместительству.
Предлагаем Вам ознакомиться обзорами правоприменительной практики по восстановлению трудовых прав, размещенным на официальном сайте ФНПР в рубрикаторе деятельности «Правовая работа»: https://fnpr.ru/events/novosti-fnpr/obzor-pravoprimenitelnoy-praktiki-po-vosstanovleniyu-trudovykh-prav-rabotnikov-v-usloviyakh-koronavi.html.
Правовой отдел Аппарата ФНПР
09.12.2021. Шунькова Мария Сергеевна:
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста есть ли ограничения по стоимости и закупке угля, дров для отопления дома сельским учителям?
Законодательной Думой Хабаровского края 20.12.2006 г. принят Закон Хабаровского края № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон Хабаровского края № 90).
Согласно части 2 статьи 2 данного краевого закона размер компенсации расходов на отопление жилого помещения в домах, не имеющих центрального отопления, в том числе на транспортные услуги по доставке твердого топлива к месту жительства педагогического работника, определяется исходя из фактически понесенных расходов.
Частью 4 статьи 2 Закона Хабаровского края № 90 установлено, что размер компенсации педагогическому работнику не может превышать фактически произведенных им расходов на отопление жилого помещения.
Предельные максимальные розничные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам и управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, утверждены Постановлением Губернатора Хабаровского края от 12.04.2021 № 27. Данные предельные цены распространяются на уголь и дрова, реализуемые хозяйствующими субъектами, расположенными на территории Хабаровского края независимо от организационно-правовой формы.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
01.12.2021. Андрей Алексеевич Збродько:
Добрый день. На протяжении своей трудовой деятельности, состоял в профсоюзных организациях на каждом предприятии где они имелись. Знаю, что даже не состоя в профсоюзе, он помогает обратившимся к ним работникам. В нашей организации профсоюз отсутствует. Директор, как и многие работодатели в этот период времени, издал приказ об отстранении не привившихся работников без содержания заработной платы. Мне 56 лет, множество сопутствующих заболеваний и не хочу участвовать в медицинских испытаниях вакцин от ковид 19. Прошу вас разъяснить законность указа Главного врача Свердловской области, являющегося Руководителем Роспотребнадзора Свердловской области, организации являющейся некоммерческой, юридическим лицом, оказывающим услуги согласно их уставу на сайте Московского Роспотребнадзора, который создан путем реорганизации двух учреждений в 2015 году. Приказ нашего директора, ссылающийся на приказ Роспотребнадзора, нарушают статьи конституции о праве на труд, свободе перемещения и других. Прошу Вас, разъяснить как Роспотребнадзор - НКО, юридическое лицо, получило столько прав и свобод в своих указах при помощи и поддержке Правительства РФ. Расскажите о поддержке рабочих, оказавшихся в ситуации подобной моей и выходе из нее.
Предлагаем Вам ознакомиться с «Обзором правоприменительной практики по восстановлению трудовых прав работников в условиях коронавирусной инфекции», размещенным на официальном сайте ФНПР в рубрикаторе деятельности «Правовая работа»: https://fnpr.ru/events/novosti-fnpr/obzor-pravoprimenitelnoy-praktiki-po-vosstanovleniyu-trudovykh-prav-rabotnikov-v-usloviyakh-koronavi.html.
Отсутствие профсоюзной организации в Вашей бизнес-структуре не исключает возможности вступления в Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения или иной профсоюз с учетом того, какое отраслевое соглашение по регулированию социально-трудовых отношений распространяется на работодателя. По вопросу вступления в профсоюз можно обратиться в Свердловский областной союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Свердловской области». Любая профсоюзная структура системы ФНПР может принимать конкретные меры по защите интересов работника, отмене приказа об отстранении от работы при условии, что он член профсоюза.
Информируем также, что ФНПР придерживается неизменной позиции по защите трудовых прав и интересов работников в условиях жестких ограничений в связи с COVID 19. В частности, проблемные аспекты принятия мер по пресечению распространения инфекции обсуждались на заседании Генерального Совета ФНПР 24.11.2021 (https://fnpr.ru/documents/dokumenty-federatsii/doklad-predsedatelya-fnpr-mikhaila-shmakova-po-voprosu-o-tekushchey-situatsii-i-zadachakh-profsoyuzo.html).
Правовой департамент Аппарата ФНПР
24.11.2021. Гончар Юрий Иванович:
У пожарных опасные условия труда нам положенно по коллективному договору 12 дней за опасные условия труда. Но нам их не предоставляют так как говорят вам положенно только пропорционально фактически отработанному во вредных условиях времени тоесть я за год выезжал более чем на 15 пожаров то мне дали день и то с натяжкой. Хотя всемирно известно что даже на одном пожаре пожарные поглощают столько гадости через открытые участки тела ( шея ,запястья рук и тд.) таблица менделеева отдыхает. Получается что мы должны тушить пожары круглые сутки и каждый день. Есть ли какие нибудь нормативные документы где конкретно сказано что нам пожарным положенно без всяких фактически отработанному во вредных условиях времени
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ) для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (ч. 1 ст. 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117) и повышенная оплата труда (ч.1 ст. 146 и ст. 147).
Виды, минимальные размеры, условия и порядок предоставления гарантий и компенсаций в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ).
Отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя может быть предусмотрен более продолжительный дополнительный оплачиваемый отпуск (ч. 3 ст. 117 ТК РФ).
При определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника ориентируются на результаты специальной оценки условий труда. Карта специальной оценки условий труда содержит информацию о классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Условие о предоставлении работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях (с указанием характеристик условий труда на рабочем месте), должно быть отражено в трудовом договоре (абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Из содержания положений пунктов 4, 5 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426 «О специальной оценке условий труда», пунктов 91 и 93 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н, Писем Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 8 июня 2017 года № 15-1\ООГ-1593 «О проведении специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих, военнослужащих, служащих иных видов государственной службы», следует, что оценка условий труда определяется не отдельными факторами производственной среды и трудового процесса, а итоговым значением условий труда. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте устанавливают по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов. Значение имеют условия труда на постоянном рабочем месте, на котором работнику установлен класс вредности.
Право на льготы и компенсации определяется на основании присвоенного итогового класса и возникает с момента проведения СОУТ.
Отказ представителя работодателя в предоставлении дополнительного отпуска пожарному, предусмотренного коллективным договором, на основании того, что менее 50% работы осуществляется в опасных условиях труда, не соответствует законодательству, поскольку право на отпуск не зависит от данного фактора.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 сентября 2020 г. № 575н утвержден профессиональный стандарт «Пожарный».
Пожарный вправе подать руководителю служебную записку о предоставлении дополнительного отпуска за весь период работы в связи с отказом кадровой службы в его оформлении. В случае отказа в предоставлении отпуска член профсоюза вправе письменно обратиться в профком или вышестоящую профсоюзную организацию с соответствующим заявлением об устранения нарушения условия коллективного договора и принятии мер профсоюзного реагирования на действия работодателя.
Статьей 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за выполнением работодателями, должностными лицами законодательства о труде.
Для информации направляем решение суда по аналогичной ситуации.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
17.11.2021. Обоскалов Андрей Анатольевич:
Я являюсь работником данного предприятия с 2007 года,профессия:термист,постоянно занятый на печах. Прошел ежегодную мед. комиссию, по здоровью противопоказаний не имею.С 10.11.21 был отстранён от работы приказом по заводу, согласно приказу ,пропуск заблокирован и без сохранения заработной платы.Основанием отстранения от работы указано : Постановление главного санитарного врача по Нижегородской обл. №7418 от 7.10.2021, и по статье76 ТК части 1 абзаца8. Считаю ,что данные меры работодателя противоречат главному закону РФ,это статьи конституции РФ: ст2, ст21,ст.55. И мне не понятно почему постановление Главного санитарного врача отменяет постановление правительства РФ,и статьи конституции РФ.Так же возмущён не правдивой информацией в СМИ о том что, не вакцинированные ,являются источником рапространенния коронавирусной инфекции и являются опастными для общества.Больной человек является опастным для общества! А как сказано Минздравом РФ,вакциннированый человек и человек имеющий противопоказания к вакцинации ,то же может быть переносчиком инфекции. Однако при введении не законных QR-кодов, им можно разносить инфекцию массово! Где логика, спасите от не законных действий чиновников субъектов Федерации РФ. И наведите конституционный порядок в стране!Если наш доблестный профсоюз не возглавит это движение , то этим могут воспользоваться политические враги нашего государства и сплотить народ России против действующего беззакония.Я член профсоюза с 1991 года.Профсоюзный билет №05335832. Обращаю ваше внимание ,что президент РФ Путин В.В.,не однократно заявлял об добровольной вакцинации , от коронавирусной инфекции.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 1, 3 ст. 17 Конституции РФ).
Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).
Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42). Исходя из смысла части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обязанностью государства.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) (абз. 2 ст. 4).
Формой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 ФЗ № 52-ФЗ помимо иных мер являются выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157–ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок может повлечь, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили Валентины Захаровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» высказана правовая позиция, согласно которой предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 ФЗ № 157-ФЗ правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи наделены правом выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах) (пп. 6 п. 1 ст. 51 ФЗ № 52-ФЗ).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н). Она становится обязательной, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. В соответствии со статьей 35 ФЗ № 52-ФЗ и статьей 10 ФЗ № 157-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, и при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ст. 11 ФЗ № 157-ФЗ).
Главный государственный санитарный врач по Нижегородской области 20 июня 2021 г. постановил обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (постановление № 4091). Постановлением от 7 октября 2021 г. № 7418 в постановление главного государственного санитарного врача по Нижегородской области от 20.06.2021 № 4091. «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее – Постановление) внесены изменения. В частности, пункт 1 дополнен подпунктом 1.4, согласно которому к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации отнесены работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях (предприятиях), осуществляющих деятельность в сфере промышленности.
Согласно пункту 2 данного Постановления работодатели, осуществляющие деятельность на территории Нижегородской области, обязаны организовать прохождение вакцинации от COVID-19 сотрудников с обеспечением уровня иммунизации не менее 80% с учетом лиц, ранее вакцинированных, а также переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад, в срок до 09 ноября 2021 г. Обязательная вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19 (п. 3 Постановления).
АО «Завод корпусов» осуществляет, в том числе, деятельность по разработке и производству высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения. Соответственно, работодатель должен организовать прохождение работниками вакцинации от COVID-19 с учетом вышеуказанного процентного уровня иммунизации , а также Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (постановление Правительства РФ от 15.07.1999 825). В названном Перечне не поименованы работы, относящиеся к сфере деятельности АО «Завод корпусов".
В соответствии с частью 1 статьей 76 ТК РФ отстранение от должности возможно только в крайних случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. Вышеуказанное постановление Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области не является безусловным основанием для издания работодателем приказа об отстранении от работы, поскольку выполняемая трудовая функция термиста, постоянно занятого на печах, не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Трудовым кодексом РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, которое заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ). В исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, в том числе в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления, допускается временный перевод работников по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (ст. 312.9 ТК РФ). Согласие работника на такой перевод не требуется.
Правительством РФ рекомендовано работодателям, исходя из складывающейся обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья осуществлять в приоритетном порядке перевод на дистанционную (удаленную) работу работников в возрасте 65 лет и старше (Постановление Правительства РФ от 02.03.2021 № 300).
Если специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя, время, в течение которого указанный работник не выполняет свою трудовую функцию, считается временем простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, с оплатой этого времени простоя в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 7 ст. 312.9 ТК РФ).
В случае отстранения от работы после вступления приказа в силу Вы вправе направить руководителю организации заявление о допуске к работе или письменно обратиться в профком с заявлением о защите своих интересов и принятии мер по отмене приказа об отстранении от работы и возмещении утраченного заработка (ст. 352, 370 ТК РФ).
Информируем Вас о неизменной позиции ФНПР по защите трудовых прав и интересов работников в условиях жестких ограничений в связи с новой коронавирусной инфекцией. В частности, проблемные аспекты принятия мер по пресечению распространения инфекции обсуждались на заседании Генерального Совета ФНПР 24.11.2021 (https://fnpr.ru/documents/dokumenty-federatsii/doklad-predsedatelya-fnpr-mikhaila-shmakova-po-voprosu-o-tekushchey-situatsii-i-zadachakh-profsoyuzo.html).
Правовой департамент Аппарата ФНПР
02.11.2021. Ломатченко Юрий Васильевич:
Нахожусь на простое с оплатой 2/3 от оклада т.к. работы пока нет, раньше находились дома, а теперь требуют быть на рабочем месте согласно КЗОТ. А как же указ президента о нераспространении коронавируса, ведь даже нужных специалистов переводят на удаленку, а я без дела просто хожу по цеху.
Информируем Вас о том, что КЗОТ прекратил свое действие в феврале 2002 года в связи с введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, в том числе в период простоя. Условия введения простоя, действия работодателя и работников в этот период определяются в коллективном договоре и соответствующем приказе (ст.8, 72.2, 157 ТК РФ).
При введении простоя работодатель обязан в течение 3-х рабочих дней с момента объявления простоя известить об этом территориальную службу занятости, что вытекает из статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».
По общему правилу работники в период простоя должны находиться на работе, поскольку это время считается рабочим (ст. 91 ТК РФ). Законодатель предоставил работодателям возможность минимизации потерь в период простоя. В частности, согласно части 1 статьи 72.2 ТК РФ работодатель может перевести работника на другую работу при условии, что она не противопоказана ему по состоянию здоровья, на срок до одного года с его письменного согласия. Решение оперативных вопросов, связанных с принятием мер по защите работников в условиях ограничительных мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией, относится к компетенции представителя работодателя и первичной профсоюзной организации.
Любой работник, руководствуясь абзацем 7 статьи 21 ТК РФ, вправе подать руководителю организации заявление о выдаче копии приказа о введении простоя в отношении цеха, где работники должны находиться во время простоя на рабочих местах. Правовую оценку приказа работодателя о введении простоя в порядке, предусмотренном статьей 370 ТК РФ, может дать вышестоящая профсоюзная организация (территориальная организация профсоюза, членом которой Вы являетесь).
Правовой департамент Аппарата ФНПР
01.11.2021. Абрамовская Евгения Сергеевна:
Добрый день! Работодатель издал приказ об отстранении от работы с 8.11.2021 г. сотрудников, не сделавших первый компонент вакцины, с 6.12.2021 второго компонента вакцины, ссылаясь при этом на постановление главврача по РТ
Патяшиной М.А. от 11.10.2021 номер 7 "О проведении обязательной вакцинации против СОVID19" и на ФЗ-157 от 17.09. 1998 "ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ....", а, также на статью 76 ТК РФ.
1. На сколько эти действия правомерны с правовой точки зрения? Тем более (насколько я понимаю) наша организация не подпадает под перечень областей, указанный в постановлении, а непривитых совсем малое количество.
2. У меня есть медотвод от вакцинации с печатями от июля 2021 года, выданный поликлинникой на срок до января 2022 г. В нем указано, что медотвод выдан вследствие высоких антител. Поэтому на меня приказ об отстранении от работы также распространяется. Якобы данный медотвод не подпадает под пункт 3 Постановления номер 7 от 11.10.2021. Правомерно ли отстранять меня от работы в этом случае?
Действия работодателя с правовой точки зрения нельзя признать правомерными.
Перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, установлен статьей 76 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Отсутствие у работника профилактических прививок не может являться основанием для изменения условий трудового договора с работником в форме отстранения от работы, за исключением случаев выполнения трудовой функции в конкретных условиях работы, связанной с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 (далее - Перечень). В Перечне не поименованы работы, относящиеся к сфере деятельности ФКП «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов».
Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года № 7 «О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан» определены категории граждан, сферы деятельности организаций, в которых необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 с охватом не менее 80% с учетом переболевших за последние 6 месяцев. Работники организаций, относящихся к сфере деятельности ФКП «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов», не поименованы в Постановлении.
В пункте 1 Постановления указано, что требование не относится к гражданам, переболевшим в течение последних 6 месяцев. Также полагаем, что поскольку целью вакцинации является формирование иммунитета у граждан, наличие подтвержденного медицинским учреждением «медотвода в связи с высоким количеством антител» подпадает под действие пункта 3 Постановления.
Требование пункта 2.5 Постановления об отстранении от работы сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19 с 09.11.2021, без законченного курса вакцинации - с 07.12.2021, не является правовым основанием для отстранения от работы сотрудников ФКП «Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов».
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52-ФЗ) и статьей 10 ФЗ № 157-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, и при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ст. 11 ФЗ № 157-ФЗ).
Согласно положениям статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, условия трудового договора, предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором. Представители работодателя не наделены полномочиями в области иммунопрофилактики, поскольку вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства. Ее можно провести только с письменного согласия гражданина, отстранение от работы с целью принуждения работника к вакцинации неправомерно.
При ознакомлении с приказом об отстранении от работы работник может указать, что с данным приказом не согласен. После вступления приказа в силу работник вправе направить руководителю организации заявление о допуске к работе или письменно обратиться в профком с просьбой о защите своих интересов и принятии мер по отмене приказа об отстранении от работы (ст. 352, 370 ТК РФ).
Для защиты своих прав согласно статье 382 ТК РФ Вы можете также обратиться в суд. Работник освобожден от уплаты госпошлины по спорам, связанным с трудовыми отношениям.
Правовой департамент Аппарата ФНПР