На нашем предприятии постепенно все установки переводят на 12 часовой график работы. Сам я работаю на производстве ароматических углеводородов"АРОМАТИКА". Наше производство всегда считалось вредным из-за ежесменного контакта с бензолом. Но после аттестации рабочих мест вся вредность каким то чудесным образом испарилась. Была встреча с руководством и профсоюзом нашего предприятия, на которой было озвучено решение об отмене 8 часового 5 бригадного графика работы.Было так же сказано,что это не наша инициатива, а правительства. Решение принято, аттестация проведена,вредность вместе с молоком и увеличенным отпуском испарились. Про аттестацию рабочих мест отдельный разговор. Как быть и что делать?
Отнесение
условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда и установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым
кодексом Российской Федерации, с 1 января 2014 года осуществляется на
основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с
требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О
специальной оценке условий труда".
Согласно части 2 статьи 3 Федерального
закона № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки
условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих
местах.
Следует отметить, что при проведении специальной оценки
условий труда в состав комиссии включаются представители выборного органа
первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013
№ 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Выявление и
описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового
процесса, источников вредных и (или) опасных факторов, производится в
соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, приложение
№ 1 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (раздел II Методики).
В соответствии с
частью 8 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ по
результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или)
опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную
оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах
по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
В силу части 6
статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в случае применения работниками,
занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств
индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке,
установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий
труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации,
проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с Методикой снижения класса (подкласса) условий
труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными
условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших
обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим
регламентом (утв. приказом Минтруда
России от 05.12.2014 № 976н).
Сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретном
рабочем месте в результате проведения специальной оценки условий труда
содержатся в карте специальной оценки условий труда, включаемой в отчет о
проведении специальной оценки условий труда (п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального
закона № 426-ФЗ).
Работодатель
обязан ознакомить работника с результатами проведения специальной оценки
условий труда на его рабочем месте под роспись в срок не позднее чем тридцать
календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки
условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ). Часть 2 статьи 5
Федерального закона № 426-ФЗ устанавливает обязанность работника ознакомиться с
результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда,
что подтверждается подписью работника в карте специальной оценки условий труда
(Раздел III. Форма
карты специальной оценки условий труда работников Отчета о проведении
специальной оценки условий труда, приложение № 3 к приказу
Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).
Полагаем, что снижение установленного ранее уровня гарантий и компенсаций за
работу во вредных и опасных условиях труда могло произойти в результате снижения
класса (подкласса) условий труда.
Отмена гарантий и
компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда может производиться в связи с улучшением условий труда
и снижением вредных и (или) опасных факторов.
В случае возникновения спорных вопросов, например, рабочее место необъективно отнесено к той или иной степени
вредности, работник не подписал результаты проведения специальной оценки условий труда и др.,
выборный орган первичной профсоюзной организации на основании
письменного обращения работника вправе потребовать проведения внеплановой специальной оценки условий труда (п.
7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной
оценки условий труда могут быть
обжалованы в судебном порядке (ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ). В рамках судебного процесса по ходатайству работника или профсоюзной организации может быть
вынесено определение суда о назначении государственной экспертизы в отношении
условий труда на конкретном рабочем месте. Правовой департамент Аппарата ФНПР