01.11.2021. Кунгурова Юлия Викторовна :
Здравствуйте, считаю не законным работу 5 ноября, это выходной день, а мы работаем, работаем без двойной оплаты. Приказа не было. Работаем в селе идринском. Относимся к минусинскому почтамту. А также работаем выходную неделю которую президент объявил не рабочей. Если нельзя закрыть почту, значит нужно оплачивать эти дни в двойном размере .
Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» (далее - Указ № 595) в связи со сложной эпидемиологической обстановкой были установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно. В соответствии с пунктом 5 Указа № 595 органам публичной власти, иным органам и организациям надлежало определить количество служащих и работников, обеспечивающих в нерабочие дни функционирование этих органов и организаций.
Минтруд России в письме от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696 «О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206» (далее – Рекомендации) указал, что введение нерабочих дней не распространяется на работников непрерывно действующих организаций, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям. Согласно разъяснениям Минтруда России (Письмо от 27.03.2020 № 14-4/10/П-2741) к непрерывно действующим организациям относятся, в том числе организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий и связи, включая почтовую связь.
Отделения «Почты России» с 30 октября по 7 ноября работали по обычному графику, кроме 3, 4 и 5 ноября. 4 ноября - государственный праздник, 3 ноября – предпраздничный день, отделения закрылись на час раньше, а 5 ноября работали по графику субботы, так как в 2021 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1648 «О переносе выходных дней в 2021 году» выходной день с субботы 2 января был перенесен на пятницу 5 ноября. Работа в такие дни оплачивается в обычном порядке (в одинарном размере). Также в одинарном размере оплачивается работа в нерабочие дни, объявленные в связи с коронавирусной инфекцией, поскольку они не являются выходными или праздничными днями (п. 3 Рекомендаций).
Правовой департамент Аппарата ФНПР
22.10.2021. Уразалина:
1.11.2021г.мой работодатель уведомил меня об отстранении от дистанционной работы согласно постановлению главного санитарного врача "Об обязательной вакцинации" от 14.10.2021по Оренбургской области без сохранения заработной платы. Я не против вакцинации, но хотела бы вакцинироваться, именно российской инактивированной вакциной против COVID-19 на основе вируса SARS-CoV-2 производства ФГБНУ «Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М. П. Чумакова РАН». Её, к сожалению, на пунктах вакцинации нет . С 30.10. По 7.11.2021президент Р Ф объявил выходными днями. Скажите, насколько законы действия работодателя?
Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» (далее – Указ) в целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно с сохранением за работниками заработной платы. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, вправе установить дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 г. и (или) продлить их после 7 ноября 2021 г.
В случае, если трудовая функция работником выполняется дистанционно в указанные дни, то работодатель не имеет правовых оснований для отстранения работника в силу положений статьи 76 Трудового кодекса РФ с целью экономии фонда заработной платы. Также работодатель не вправе отстранять от работы работника, переведенного на дистанционную работу, с целью принуждения к вакцинации, поскольку такое безусловное право не предоставлено ему федеральным законом. Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14.10.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам по эпидемическим показаниям» не является правовым основанием для изменения условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем. Работодатель в данном случае не учел тот факт, что в указанном постановлении предлагается обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также результаты тестирования работников (п.9.8. Указа Губернатора Оренбурской области от 17.03.2020 № 112-ук с изм.) Дистанционный работник никак не влияет на эти показатели, поскольку выполняет трудовую функцию не в образовательной организации, а результаты тестирования работников образовательной организации показали бы возможности снижения рисков распространения инфекции.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157) государство в области иммунопрофилактики гарантирует доступность для граждан профилактических прививок. Принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи гарантирован статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - ФЗ № 323). Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, закреплено частями 1, 2 статьи 19 ФЗ № 323.
Статьями 8, 15 ФЗ № 157 обязанности по обеспечению иммунобиологическими лекарственными препаратами и осуществлению иммунопрофилактики отнесены к полномочиям Минздрава России, Роспотребнадзора, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. Соответственно обеспечить доступность прививок для граждан, в том числе вакциной «КовиВак», обязаны лица в соответствии с полномочиями, установленными соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Для защиты своих прав Вы можете обратиться в суд с исковым заявлением к ГБПОУ «Оренбургский областной колледж культуры и искусств» о признании приказа об отстранении от работы незаконным и его отмене, взысканию материального и морального ущерба в связи с прекращением выплаты заработной платы в период отстранения от работы (ст.235 -237 ТК РФ), о восстановлении права на учет специального стажа в сфере образования.
Помощь в подготовке искового заявления и представлении Ваших интересов в суде могут оказать территориальная организация профсоюза, членом которого Вы являете, или Федерация профсоюзов Оренбургской области (460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 11).
Правовой департамент Аппарата ФНПР
05.10.2021. Антоникова Софья Руслановна:
Здравствуйте! 1 сентября 2021 года произошла реорганизация в форме присоединения дошкольной образовательной организации МБДОУ д/с №31 г.о. Чехов Московской области, в которой я работаю педагогом-психологом, к общеобразовательной школе МБОУ Новобытовской СОШ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 №724 (с изменениями Поставлением Правительства РФ №581 от 23.06.2014) педагогическим работникам, таким как педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старший воспитатель с момента реорганизации полагается еж егодный оплачиваемый отпуск в кол-ве 56 дней. Отпуск в кол-ве 42 дня остается только у воспитателей и музыкальных руководителей. Руководство организации, в том числе председатель районного профсоюза, утверждают, что у нас остается отпуск 42 дня. Прошу дать мотивированный ответ для предоставления руководителю с разъяснениями, о том что ежегодный отпуск должен составлять 56 дней для указанных категорий работников. Спасибо!
Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников установлена статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации и составляет 28 календарных дней.
Право педагогических работников на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, закреплено статьей 334 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и пунктом 3 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г. издано постановление № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – Постановление № 466), которым для педагогических работников установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 42 дня или 56 дней в зависимости от должности, типа образовательной организации и особенностей их деятельности согласно Приложению к Постановлению № 466.
На удлиненный отпуск имеют право педагоги, должности которых перечислены в разделе I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (далее – Номенклатура). Должности педагога-психолога, инструктора по физической культуре, старшего воспитателя отнесены Номенклатурой к категории педагогических работников (подраздел 2 раздела I Номенклатуры).
Пунктом 1 раздела III Приложения к Постановлению № 466 установлено, что продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогических работников в общеобразовательных организациях, за исключением воспитателей, музыкальных руководителей, работающих в группах для детей дошкольного возраста, составляет 56 календарных дней. Отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется воспитателям, работающим в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении (пункт 4 раздела III Приложения к Постановлению № 466).
В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (пункт18 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (ч. 6 ст. 31 Федерального закона № 273 ФЗ).
Из приведенного выше правового регулирования следует, что если в трудовом договоре в качестве места работы вышеуказанных педагогических работников (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старший воспитатель) указана общеобразовательная организация, основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставляется им продолжительностью 56 календарных дней.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
17.09.2021. Светлолобова Анна Фёдоровна :
Я являюсь членом профсоюзной организации, у меня имеется законный мед. отвод от вакцинации ковида, меня сегодня отстранили от работы, что делать?
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52-ФЗ) и статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - ФЗ № 157-ФЗ) гражданам проводятся прививки в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний с учетом их состояния здоровья. Работники перед проведением прививки в силу положений статьи 5 ФЗ № 157-ФЗ имеют право на медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Прививка против новой коронавирусной инфекции в настоящее время входит в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и проводится в установленном порядке. После вынесения постановления главного санитарного врача или его заместителя о проведении соответствующих профилактических прививок граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического, если не имеют подтвержденных противопоказаний к вакцинации (пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; Приложение № 2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 № 125н; Приложение к Письму Минздрава России от 18.08.2021 № 30-4/И/1-13048; Разъяснения Минтруда России, Роспотребнадзора; Письмо Минтруда России от 04.03.2021 № 14-2/10/В-2314).
В пункте 1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13.07.2021 № 4 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 № 3 «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В случае отказа работника от вакцинации по медицинским показаниям работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и ограничен в допуске к рабочему месту, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В случае нарушения трудовых прав Вы, как член профсоюза, имеете право обратиться за правовой помощью в территориальную организацию отраслевого профсоюза.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
08.07.2021. Без подписи:
Добрый день! Я работала заведующей магазина с. Поляковке, на протяжении четырёх лет, без отпусков. 01.07 2021.предоставили отпуск с последующим увольнением (по моему заявлениию), На момент ревизии (уже не первый раз) обнаружена недостача. Имеют ли право, часть недостачи, забрать из заработной платы и выплаты отпускных полностью. (понимаю, что выплачивать нужно, но какую сумму должны забирать из заработной платы.) Вправе ли заставить отрабатывать в организации пока не выплатишь полностью недостачу. (Недостача выявлена в момент ревизиЍ , но сумма почему то ежедневно меняется).
Общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора, определяющие условия и порядок привлечения работника к материальной ответственности определены главами 37 и 39 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В статье 243 ТК РФ перечислены случаи, когда на работника может быть возложена материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба, в том числе в силу закона (ч. 1 ст. 234 ТК РФ). Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержден Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 (далее - Перечень). Данный Перечень содержит, в частности, должность заведующего организации торговли.
Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 37«Общие положения» и 39 «Материальная ответственность работника» ТК РФ (абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»).
В силу части 1 статьи 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
Размер ущерба, причиненного имуществу работодателя, может быть установлен в ходе инвентаризации путем выявления расхождений между фактическим наличием имущества и данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49.
Акты инвентаризации в обязательном порядке подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом, в конце описи имущества материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
Работодатель обязан истребовать от работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба (ч. 2 ст. 247 ТК РФ).
Для установления причин возникновения ущерба проводится служебное расследование, по результатам которого составляется акт, который подписывают все участники комиссии. К акту могут быть также приложены материалы инвентаризации, письменные объяснения работника и другие документы.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном данным кодексом (ч. 3 ст. 247 ТК РФ).
Факт недостачи может считаться установленным только при условии выполнения в ходе инвентаризации всех необходимых проверочных мероприятий, результаты которых должны быть оформлены документально в установленном законом порядке (п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.12.2018).
Порядок взыскания причиненного работником ущерба определен статьей 248 ТК РФ. Возмещение может быть добровольным или принудительным. Согласно части 4 статьи 248 ТК РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
Если работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, сумма которого превышает его средний месячный заработок, работодатель вправе требовать возмещения ущерба только через суд (ч. 2 ст. 248 ТК РФ).
Частью 1 статьи 138 ТК РФ установлено ограничение размера удержаний из заработной платы. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов заработной платы, причитающейся работнику, после удержания НДФЛ (см. Письмо Минздравсоцразвития России от 16.11.2011 № 22-2-4852 «О размере удержаний из заработной платы работника»).
Обращаем Ваше внимание, что согласно части 3 статьи 248 ТК РФ при несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
Трудовое законодательство не предусматривает особого порядка увольнения материально ответственных лиц. Работник имеет право беспрепятственно расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели до увольнения (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). При этом работнику предоставлено право прекратить работу по истечении срока предупреждения об увольнении по своей инициативе, работодатель обязан оформить состоявшееся прекращение трудовых отношений и произвести с ним окончательный расчет (ч. 5 ст. 80 ТК РФ).
Правовой департамент Аппарата ФНПР
30.06.2021. инвалид 1 группы:
Здравствуйте!
Повар со стажем получил производственную травму, приведшую к частичной потери зрения, инвалидность 1 группы по зрению.
К сожалению в настоящее время я не могу устроиться на работу. Если я говорю о своём состоянии, то шеф повар отказывается от меня, так как видит мой опыт и хочет, чтобы я занимался административными делами кухни (заказ и приемка товара, в настоящее время знаю как делать, но по состоянию зрения не могу).
Если не говорю о своём состоянии (инвалидность), то меня берут на работу, видят мой опыт работы и хотят переложить административные обязанности на меня, в последствии предлагаю увольнение.
Прошу вас, проконсультировать меня с точки зрения юридического вопроса, моих прав и права на труд, достойную оплату.
Гарантии трудовой занятости инвалидам предоставляются на основании Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – закон № 181-ФЗ). В частности, в организациях устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов и минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов; резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства; создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации; осуществляется организация обучения новым профессиям (ст. 20).
Часть 1 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора.
В процессе трудоустройства необходимо учитывать следующее.
Действующее законодательство не содержит обязанности инвалида сообщать работодателю о наличии инвалидности. Однако, если работник не сообщит работодателю об инвалидности, он теряет право на дополнительные гарантии, предусмотренные для инвалидов. Так, для работников, являющихся инвалидами I группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (абз. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 закона № 181-ФЗ).
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 ТК РФ, ч. 4 ст. 23 закона № 181-ФЗ).
Работающие инвалиды имеют право на предоставление им ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней и отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ, ч. 5 ст. 23 закона № 181-ФЗ).
Часть 3 статьи 65 ТК РФ запрещает работодателю требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, за исключением необходимости предъявления дополнительных документов с учетом специфики работы (ч. 2 ст. 65 ТК РФ).
Работодатель, руководствуясь статьей 224 ТК РФ и статьей 23 закона № 181-ФЗ, обязан создать работнику, являющемуся инвалидом, необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА).
Так, при оборудовании рабочего места работника - инвалида 1 группы работодателю следует руководствоваться его ИПРА, а также требованиями санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40
Приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н утверждены основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. В частности, для инвалидов по зрению - слабовидящих с учетом выполняемой трудовой функции предусмотрено: оснащение (оборудование) специального рабочего места общим и местным освещением, обеспечивающим беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению - слабовидящим своего рабочего места и выполнение трудовых функций, видеоувеличителями, лупами; в случае, если трудовые функции инвалидов по зрению - слабовидящих предполагают работу с использованием компьютерной техники - оснащение (оборудование) специального рабочего места адаптированными видеодисплеями, программными средствами для контрастирования и укрупнения шрифта с учетом международного стандарта доступности веб-контента и веб-сервисов, принтерами для печати крупным шрифтом (п. 4).
Согласно пункту 17.6 ИПРА Вы состоите на учете в службе занятости, осуществляющей государственную функцию надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (приказ Минтруда России от 30.04.2013 № 181н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов").
В сложившейся ситуации возможно трудоустроиться с направлением службы занятости в счет квоты рабочих мест с учетом содержащихся в ИПРА рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 24.1 закона № 1032-1). В случае необходимости изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации; либо утраты способности к выполнению работы по имеющейся квалификации по направлению органов службы занятости осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан (п. 1 ст. 23 закона № 1032-1).
Статьей 13.1 закона № 1032-1 на службу занятости возложена обязанность по сопровождению при содействии занятости инвалидов - оказанию индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, созданию условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формированию пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Так, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования осуществляется организация профессиональной ориентации инвалидов.
Заявление об осуществлении сопровождения при содействии занятости может быть направлено в орган службы занятости через "личный кабинет" в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" (п. 3 ст. 24.1 закона № 1032-1).
Статьей 312.1 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность организации труда инвалидов при дистанционной работе: как на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).
Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающие выполнение работником трудовой функции дистанционно, могут заключаться путем обмена между работником (лицом, поступающим на работу) и работодателем электронными документами (ч. 1 ст. 312.2 ТК РФ).
Статьей 25 закона № 1032-1 на работодателей возложена обязанность помощи инвалиду в организации труда при дистанционной работе или работе на дому.
В настоящее время положениями Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее – закон № 422-ФЗ) установлено право физических лиц зарегистрироваться в качестве самозанятых и получать доход от профессиональной деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (ч. 7 ст. 2, ст. 5, закона № 422-ФЗ).
Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно дистанционно через мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог» или портал госуслуг.
Статьей 10 закона № 422-ФЗ установлено право указанных лиц осуществлять уплату налога на профессиональный доход по льготной ставке – 4%.
Согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы, размещенным на сайте ФНПР России (https://npd.nalog.ru/faq/), данный налоговый режим не может повлиять на статус инвалида и на компенсации, связанные с этим статусом.
При этом, самозанятые освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (ч. 8 ст. 2 закона № 422-ФЗ).
Необходимо отметить, что по общему правилу самозанятые не признаются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Однако в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в добровольном порядке периоды уплаты засчитываются в страховой стаж (ст. 29).
Правовой департамент Аппарата ФНПР
21.06.2021. Сипунов Дмитрий Сергеевич:
Здравствуйте, вопрос такого плана, работодатель не подписывает заявление об отпуске без сохранения заработной платы в количестве 6 дней, положенных, как члену профсоюза, подскажите, прав ли работодатель и как поступить в дальнейшем в данной ситуации?
Согласно части 2 статьи 128 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) коллективным договором могут быть предусмотрены основания предоставления отпусков без сохранения заработной платы и их продолжительность. Порядок предоставления таких отпусков определяется правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с частями 3, 4 статьи 189 ТК РФ.
Если обстоятельства, по которым у работника возникла необходимость в таком отпуске, относятся к основаниям, с которым закон связывает обязанность работодателя предоставить отпуск, и время использования работником таких дней установлено непосредственно коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, работодатель не имеет права отказать в его предоставлении.
В случае несоблюдения условий коллективного договора член профсоюза вправе обратиться в профком с соответствующим заявлением для предотвращения нарушений в дальнейшем, а также принятия мер профсоюзного реагирования на действия представителей работодателей.
Статьей 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Федеральный закон № 10 ФЗ) установлено право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за выполнением работодателями, должностными лицами законодательства о труде.
В соответствии с частью 2 статьи 29, частью 1 статьи 370 ТК РФ интересы работников при осуществлении контроля за выполнением коллективного договора представляет первичная профсоюзная организация.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
17.06.2021. член профсоюза:
Добрый день!
Я являюсь штатным сотрудником (бухгалтером) организации NNN.
При централизации бухгалтерского учета с ДД.ММ.ГГГГ года штат бухгалтерии состоял из трёх человек: главный бухгалтер и два бухгалтера (я и моя коллега). Полгода назад у моей коллеги возник конфликт с N, после чего N незаконно лишила её премии, объявила замечание, выговор пытаясь уволить по статье. На что коллега написала исковое заявление в суд и ДД.ММ.ГГГГ года на третьем заседании было подписано мировое соглашение о снятии всех дисциплинарных взысканий и доначислении премии за 4 квартал 2020 год, годовой премии за 2020 год, с возмещением всех судебных расходов. Там же в суде ДД.ММ.ГГГГ года было подписано дополнительное соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон с выплатой трехкратного среднемесячного заработка.
С ДД.ММ.ГГГГ года по умолчанию функционал второго бухгалтера устно был передан мне 50% и главному бухгалтеру 50%. с сохранением штатной единицы бухгалтера в штатном расписании. После моего письма по электронной почте N с просьбой произвести доплату за ведение дополнительного объема работ второго бухгалтера, т.к. это составляет 50% от моего прежнего функционала, мне был дан ответ? что в ближайшее время будет пересмотрена моя заработная плата в меньшую сторону. 26 мая NNN было решено вывести ставку бухгалтера из штатного расписания и мне с главным бухгалтером включить данный функционал в должностную инструкцию.
Вопрос: правомерно ли действие работодателя, не предупредив меня за 2 месяца об увеличении объема работ, возложить дополнительный функционал без моего согласия?
Подходит ли это под статью 73 ТК? или это не так, и предупреждать за 2 месяца работодатель был не обязан?
И законно ли при увеличении моего функционала на 50% пересматривать мою заработную плату в меньшую сторону?
Должна ли я подписывать новую должностную инструкцию или могу отказаться?
Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) трудовая функция, а также условия оплаты труда являются обязательными условиями трудового договора.
Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15, 57 ТК РФ). Подтверждением изменения трудовой функции может быть изменение должностных обязанностей, оформленное внесением дополнительных обязанностей в должностную инструкцию.
Должностная инструкция - это документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника с учетом особенностей организации труда и управления (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0). Работодатель в силу положений статьи 22 ТК РФ обязан ознакомить работника с должностной инструкцией при приеме на работу, а также в случае ее изменения. Основой для разработки должностной инструкции бухгалтера может быть профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н). Работник обязан ознакомиться с должностной инструкцией и при несогласии с внесением в нее дополнительных функций вправе выразить свое мнение непосредственно на листе ознакомления на основании трудового законодательства.
Статьей 72 ТК РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора (в том числе перевод на другую работу, изменение трудовой функции работника, условий оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха и др.) допускается только по обоюдному согласию сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами (статья 60 ТК РФ). Действия представителя работодателя по изменению трудовой функции в одностороннем порядке в связи с исключением из штатного расписания должности бухгалтера (фактическое перераспределение обязанностей уволенного работника) с сохранением условий оплаты труда или их уменьшением неправомерны. При изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель обязан уведомить работника в письменной форме, не позднее чем за 2 месяца.
Работнику может быть поручено выполнение дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором, при соблюдении требований статей 60.2, 151 ТК РФ. В соглашении сторон о выполнении дополнительной работы должны быть указаны условия о поручении работнику дополнительной работы с его письменного согласия; должность (профессия), по которой работнику поручается дополнительная работа; содержание работы; ее объем; срок, в течение которого будет выполняться работа; размере доплаты. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ, письмо Минтруда России от 16.11.2020 № 14-2/ООГ-16940). После окончания указанного срока обязательства сторон, связанные с поручением этой работы, автоматически прекращаются. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).
Статья 73 ТК РФ регулирует порядок перевода работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением. Если работнику требуется перевод в соответствии с медицинским заключением, работодатель обязан его перевести на другую, не противопоказанную ему работу. При отказе подписать дополнительное соглашение об изменении трудовой функции или отсутствии подходящей работы работник отстраняется от работы, если он нуждается во временном (до четырех месяцев) переводе (ч. 2 ст. 73 ТК РФ) или может быть уволен на основании пункта 8 части 1 статьи 77 ТК РФ, если ему показан постоянный перевод или перевод на срок, превышающий четыре месяца (ч. 3 ст. 73 ТК РФ). При переводе такого работника на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (ст. 182 ТК РФ).
Для разрешения индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, Вы можете обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (ст. 382, 391 ТК РФ). Информируем, что в соответствии со статьей 393 Трудового кодекса РФ по искам, вытекающим из трудовых споров, работники освобождаются от оплаты судебных расходов.
Для целей обращения в судебные органы направляем на Ваш электронный адрес судебную практику по аналогичным делам.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
19.05.2021. Алексей:
Добрый день. При увольнении с предприятия, проходящего процедуру банкротства, какие выплаты, помимо зарплаты на день увольнения и компенсации за неотгуляный отпуск положены? Правильно ли я понимаю 178 ст. ТК РФ, в которой сказано, что выдается месячное пособие в любом случае плюс еще платится средний заработок на время поиска работы (но не более двух месяцев, либо 2-ух месячное пособие выплачивается сразу). Работодатель утверждает, что, раз, говорит, вы будете переведены на новое предприятие сразу (смена юр.лица, место то же), то нЍ какие выходные пособия вам не положены. Заранее благодарен за ответ.
Добрый день, Алексей!
Выходные пособия в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) выплачиваются увольняемым работникам в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ).
В день прекращения трудового договора по вышеуказанному основанию работодатель обязан произвести с работником окончательный расчет по заработной плате, выплатить компенсацию за все неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска (при их наличии) и выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если по истечении месяца после увольнения работник не трудоустроился, ему на основании письменного заявления выплачивается средний месячный заработок за второй месяц. Заявление необходимо подать не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения (части 2, 4 статьи 178 ТК РФ). Работникам, которые нашли работу в течение второго месяца, средний месячный заработок выплачивается только за те дни, когда они не были трудоустроены.
В исключительных случаях при наличии решения службы занятости населения работнику выплачивается средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения при условии, что работник обратился в этот орган в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения и не был им трудоустроен в течение двух месяцев. Для получения выплаты работник должен письменно обратиться к работодателю не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения.
Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства работодатель вправе при увольнении выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка с зачетом среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, если он выплачивался (часть 5 статьи 178 ТК РФ).
При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством (до внесения записи в ЕГРЮЛ).
Признание организации банкротом не равнозначно факту ее ликвидации и не является само по себе основанием для увольнения работников по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Законом о банкротстве в числе мер по восстановлению платежеспособности организации предусмотрены продажа должника как имущественного комплекса или замещение его активов (статьи 109, 110, 115 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Статья 75 ТК РФ устанавливает, что при смене собственника организации, а равно ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) трудовые отношения с работниками продолжаются (с их согласия). При отказе работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 77 ТК РФ. Выходное пособие при увольнении работника по данному основанию может выплачиваться на условиях, предусмотренных коллективным или трудовым договором (часть 8 статьи 178 ТК РФ).
На практике перевод работников из организации, признанной банкротом, в организацию, созданную на базе имущества ликвидируемой, осуществляется изданием соответствующего приказа и с их согласия (пункт 5 части 1 статьи 77 ТК РФ). При этом работник увольняется в порядке перевода в новую организацию. В этом случае компенсации, предусмотренные статьей 178 ТК РФ, не выплачиваются.
В отдельных случаях работодатели незаконно предлагают работнику написать заявления: об увольнении по собственному желанию (статья 80 ТК РФ), другое - о приеме на работу в той же должности в иную организацию без выплаты выходного пособия. В данной ситуации гарантии трудоустройства на основании заявления о приеме на работу в эту организацию отсутствуют. Таким образом, выплата компенсаций при увольнении зависит от основания прекращения трудового договора, указанного в приказе работодателя, а также от порядка дальнейшего трудоустройства.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
01.04.2021. дмитрий анатольевич соколов:
по распоряжению работодателя мы водители должны пройти 20 часовые ежегодные курсы повышения квалификации по бдд. Мы 13 человек прошли обучение за свой счёт, оплатили и получили удостоверения о сдаче экзаменов, только в другом учебном лицензируемом центре. Работодатель это не признает заставляет ехать учиться в центр с кем они заключили договор. Приказа нет. в выходной день мы не согласны. ТК РФ и законодательством не указана обязанность работника учиться в том центре который предоставит работодатель,тем более он находится далеко. Работодатель грозит отстранить нас от работы. Наши действия?
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и (или) грузов, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пункты 3 и 4 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года № 7).
Программы повышения квалификации реализуются в рамках дополнительного профессионального образования (часть 4 статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Формы обучения и сроки программы повышения квалификации определяются образовательной программой и (или) договором, заключаемым работодателем с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (пункт 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499).
Примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2018 г. № 161.
Лицензионные требования к организациям, осуществляющим программы дополнительного профессионального образования, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Согласно части 15 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» работники, успешно освоившие соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении (часть 15 статьи 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
На период повышения квалификации (обучения) работникам предоставляются гарантии, предусмотренные статьей 187 ТК РФ, а именно: сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на обучение в другую местность, оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Принуждать работника проходить обучение в свободное от работы время работодатель не вправе. Для направления работника на обучение в нерабочее время необходимо получить его согласие. (Письмо Роструда от 24.01.2020 № ПГ/37449-6-1).
Для водителей организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, требование о наличии удостоверения о повышении квалификации является основанием допуска к профессиональной деятельности.
В случае если пройденное обучение соответствует установленным требованиям; полученный документ об образовании удостоверяет факт повышения квалификации, работодатель не имеет права отстранить вас от работы.
В случае нарушения трудовых прав вам необходимо обратиться в Самарскую областную организацию Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации по адресу: 443071, г. Самара, Волжский пр-т, д.19, офис 68. E-mail: medik-prof@yandex.ru; pzdrav@yandex.ru
Тел. 8 (846) 332-54-31.
Правовой департамент ФНПР